Научное наследие и мир личности профессора Г. Н. Чагина.

Шилов Владимир Викторович

Анализируется богатейшее научное наследие известного российского историка-­этнографа Георгия Николаевича Чагина, его вклад в изучение истории Пермского Прикамья, Урала и сопредельных территорий. С вводом новых материалов в науку и их интерпретацией, маститым ученым был рассмотрен механизм межэтнического взаимодействия древнего и средневекового населения региона с учетом структурного и функционального развития различных категорий артефактов. Это позволило ему выявить особенности этнических контактов в различных сферах жизни общества: в хозяйстве, ремесле, духовной культуре, а также обусловленность этих процессов в рамках традиционных культур. В трудах профессора Г. Н. Чагина подробно представлены этапы заселения и освоения верхнекамских земель с древнейших времён, глубоко освещается культура и быт населения Пермского Прикамья, исследуется сложная тема христианизации Перми Великой. В многочисленных его работах всесторонне показана этнокультурная история Среднего Урала, исследованы особенности культурно-­бытовых традиций народов Пермского региона, история возникновения и становления городов Перми Великой, роль природной среды, сложнейшие этапы этнокультурного развития края, культура и быт русских крестьян, вопросы межэтнических отношений, этногенеза. Все эти проблемы имеют серьёзную актуальность и в наши дни, так как порой их начинают «эксплуатировать» в политическом ракурсе. Приводятся примеры замечательных организаторских способностей известного уральского учёного. Показано честное, бескорыстное служение науке талантливого исследователя на протяжении десятилетий творческой деятельности, его любовь к своей малой родине, внимательное и бережное отношение к своим коллегам, ученикам.
Ключевые слова: Пермское Прикамье, Средний Урал, Г. Н. Чагин, история науки, научное наследие, этнография, культура личности, человеческий капитал.

Богатейшее научное наследие Георгия Николаевича Чагина (1944–2018) будет востребовано не только многими поколениями профессиональных историков, но и «простыми» жителями Западного Урала (синоним — Пермский край), так как выдающийся учёный многие свои академические труды публиковал в виде научнопопулярных книг. Замечательная, увлекательная, написанная красивым русским языком книга «На древней Пермской земле», изданная в Москве в 1988 г. в известном издательстве «Искусство» тиражом 125 тыс. экземпляров (!), уже сегодня являются библиографической редкостью (Чагин 1988).
Труды Г. Н. Чагина содержат уникальный научный материал о Пермском Прикамье. Он проводил практически ежегодные полевые исследования (более 50 полевых сезонов!) в Пермской, Свердловской областях (с 2005 г. Пермская область — Пермский край), в Удмуртии, Коми, Башкортостане, Татарстане. Общий список его научных трудов насчитывает более 600 публикаций, из них 44 монографии и научно-популярные книги, а 12 его работ изданы за рубежом в странах Западной Европы и США (Труды учёных… 2016). Поэтому комплексный анализ всего творчества Г. Н. Чагина — это тема отдельного, глубокого исследования, возможно и диссертационного. Автор же этих строк ограничится только теми его трудами, которые посвящены истории Верхнекамья, его малой родины, которую он любил всей своей душой и посвятил ей немало своих работ, начиная с первой своей серьёзной научно-популярной книги «Чердынь», изданной ещё в далёком 1972 г. (Чагин 1972).
Тогда он после окончания Пермского государственного университета им. Горького (ныне — Пермский государственный национальный исследовательский университет, ПГНИУ) начал свой профессиональный путь на посту директора Чердынского краеведческого музея им. А. С. Пушкина (1967–1974). Уместно заметить, что именно по его инициативе в 1972 г. отмечалось 500‑летие исторического города России — Чердыни (Чагин 1974; Из прошлого… 1974).
В многочисленных работах профессора Г. Н. Чагина всесторонне анализируется этнокультурная история Среднего Урала (Чагин 1991; Чагин 1993; Чагин 1994; Чагин 2002; Чагин 2015), роль природной среды и особенности культурно-бытовых традиций народов рассматриваемого региона (Чагин 1995), освещаются вопросы христианизации Северного Прикамья (Чагин 2003), возникновение и роль исторических городов Перми Великой (Чагин 2004), сложнейшие вопросы этнокультурного развития края (Чагин 2002), культура и быт русских крестьян (Чагин 1991; Чагин 1993; Чагин 2001б), проблемы межэтнических отношений (Чагин 2001; Чагин, Черных 2002). Сложной теме христианизации Перми Великой посвящен ряд работ профессора Г. Н. Чагина (Чагин 1997; Чагин 2003), а также диссертация его ученика, ныне возглавляющего Камскую археологическую экспедицию ПГНИУ к. и. н. Г. П. Головчанского (Головчанский 2006).
Большой интерес вызывают работы, в которых Г. Н. Чагин подробно рассматривает этапы заселения и освоения верхнекамских земель с древнейших времён, анализирует культуру и быт населения Северного Прикамья. Этой теме посвящена и докторская диссертация ученого, подготовленная и виде монографии (Чагин 1995).
Доктор Г. Н. Чагин внимательно изучал «культурные гнёзда» Верхнекамья и не только исторические города Чердынь и Соликамск (Чагин 1976; Чагин 1982; Чагин 2004), не упускал он из своего внимания и небольшие по размеру селения, такие как Орёл-городок — старинный строгановский вотчинный центр. По этому последнему селению большой информативный материал об эпохе средневековья, о хозяйственной деятельности местного населения нам дают данные, полученные пермскими археологами О. Н. Бадером и В. А. Обориным. Раскопки проводились довольно быстро, так как нужно было успеть изучить большую, подлежащую затоплению территорию, перед пуском в первой половине 1950‑х гг. Камской ГЭС, то есть археологические изыскания велись накануне создания Камского водохранилища (Оборин 1954). Г. Н. Чагин значительно расширил знания об этом «культурном гнезде» Строгановых на основе большого объёма архивного материала. История этого населённого пункта очень интересна. По одной из версий именно из Орла-городка Ермак пошёл «на покорение Сибири», о чём свидетельствует и установленный сегодня в честь этого события оригинальный памятник (в XVII в. р. Кама начала менять своё русло, и жители Орла-городка вынужденно переселились на противоположный правый берег реки, где сегодня и расположен пос. Орёл Березниковского городского округа). Об этом важном укреплённом населённом пункте Строгановых писал в своей диссертации и ученик Г. Н. Чагина, — В. А. Шмыров (Шмыров 1982). Орёл-городок (Кергедан) был возведен в 1564 г. в пойме р. Камы, напротив устья Яйвы Строгановыми. Место для укреплённого городка Строгановыми было выбрано довольно рационально. Орёл-городок находился на небольшом полуострове, у слияния рек Яйвы и Камы. Сам перешеек был прокопан рвом, что превращало городок в подобие «непреступного» острова, так как в конце XVI в. Орлу-городку не раз приходилось выдерживать набеги мансийских князьков (вассалов сибирского хана). С самого начала своего существования, Орёл-городок являлся административным, экономическим и культурным центром Строгановских вотчин. Неслучайно Г. Н. Чагин пришёл к выводу, что Орёл-городок «почти на целое столетие стал центром всех северных вотчин Строгановых» (Чагин 1995: 37).
Династия Строгановых «знаковая» в истории России, тем более в истории Пермского Прикамья, и это не могло остаться без внимания учёного-этнографа Чагина (Чагин 1992). Своё баснословное состояние Строгановы сделали во многом благодаря солеварению (Головчанский, Мельничук 2005).
В 2014 г. была издана работа учёных Пермского государственного национального исследовательского университета под научным руководством Георгия Николаевича «Города-заводы», в которой авторы Г. Н. Чагин, Г. П. Головчанский, А. В. Шилов и А. Ф. Мельничук рассказали об исторических поселениях, которые возникли в связи с промышленным развитием Пермского края (Чагин, Головчанский, Шилов, Мельничук 2014).
По мнению Г. Н. Чагина. одним из следствий распространения в Верхнекамье солеварения стало появление специфики при строительстве производственных и жилых сооружений. При этом, как выяснил ученый, по письменным источникам XVI–XVII вв. в Северном Прикамье обнаруживаются черты северорусских строительных традиций, так как в начальный период заселения основной миграционный поток в Прикамье шёл из районов Европейского Севера (Чагин 2000: 277–285). Георгий Николаевич на Среднем Урале выделяет несколько типов усадеб: одно-, двух-, трёх-, четырёхрядные и замкнутые покоеобразные, что, разумеется, имело место и на рассматриваемой нами территории Северного Прикамья (Чагин 1998).
Несмотря на суровый климат (нередко за рубежом и сегодня считают русских
«суровыми и угрюмыми людьми», особенно население Урала и Сибири) население Верхнекамья было довольно креативно. У Г. Н. Чагина находим интересное замечание о жителях с. Нового Усолья (сегодня г. Усолье на севере Пермского края — территория Березниковского городского округа): «Людей бойких и способных в каком-либо деле называли усольскими стрижами. Это выражение распространилось в Чердынский край из с. Новое Усолье, где оно использовалось для обозначения предприимчивых в торговле местных жителей» (Чагин 1996: 99).
В своих работах Георгий Николаевич доказал, что многие элементы народной
культуры, принесённые русскими переселенцами на прикамские земли, самим этим населением были забыты. Но эту «забытую» культуру сохранили представители местного населения, в частности коми-пермяки. Иногда наблюдалось противоположное, — обычаи и традиции аборигенного населения дольше сохранялись у русских. Например, такой праздник как «Олень — золотые рога» возник на основе древнего языческого обряда, известного в разных местах Европейского Севера, а конкретно в Пермской губернии — у коми-пермяков (Чагин 1993: 114).
Территория Северного Прикамья — это зона рискованного земледелия, тем не менее, местное население было привержено не только охоте, рыболовству, собирательству, но и занималось земледелием (крестьянство). Как писал Г. Н. Чагин, с веками оно накопило традиции хозяйствования и богатый опыт умения приспосабливаться к природным условиям (Чагин 1998б; Александров и др. 1989). Ученый также отмечал, что приёмы обработки земли, ухода за посевами, жатва и сама форма организация этого непростого труда передавалась из поколения в поколение. В земледельческом хозяйстве главную роль играли рожь, ячмень и овёс. Население Верхнекамья сеяло также горох, репу, лён, коноплю. Подсечно-огневое земледелие в Северном Прикамье было известно, что позволяло получать урожай без распашки земли, чему способствовала зола от сжигания деревьев. В хозяйстве существенное значение играли и огородные культуры такие как репа, редька, свёкла, брюква (калега), турнепс, лук, морковь, капуста. Картофель, как первоначально и по всей России, жители Верхнекамья встретили враждебно. Старообрядцы, которых было немало в Северном Прикамье (Чагин 2002), называли его «антихристовым яблоком». По словам Г. Н. Чагина, в некоторых старообрядческих семьях, в частности в деревнях Нюзим и Талово картофель не употребляли ещё в 1920‑е гг. и дольше всего его исключали из поминальных обрядов. При этом и сами ямы, в которых хранили картофель, даже в 1960‑е гг. назывались не картофельными, а репными (Чагин 2017: 137).
Домашнее животноводство, писал Г. Н. Чагин, тоже играло в хозяйстве заметную роль. Держали лошадей (как рабочее и транспортное средство), крупный и мелкий рогатый скот, свиней, кур. Но домашний скот не отличался высокой продуктивностью. Те же коровы были малорослыми, а беднякам их вообще заменяла коза. При этом наличие огромных биоресурсов в р. Каме, в других менее полноводных реках и озёрах Верхнекамья позволяло населению с древнейших времён в Северном Прикамье заниматься рыболовством, Г. Н. Чагин со своими коллегами И. К. Кирьяновым и С. Н. Коренюком посвятил этому важному занятию предков очень интересную книгу «Рыболовство в Пермском крае в стародавние времена» (Кирьянов, Коренюк, Чагин 2007), которую с удовольствуем читают и учёные, и рыбаки, и просто любознательный человек, так как стиль изложения в книге просто замечательный. Замечу, Георгий Николаевич тоже был страстным рыбаком. Раз он как-то за дружеским столом по этому поводу пошутил: «Видимо у меня в середине жизни отцовские гены проснулись…» (его отец был репрессирован как «зажиточный» и сослан на север Пермского края, где и родился Г. Н. Чагин десятым ребёнком на берегу Чусовского озера). По его словам, отец у него всю жизнь много работал, «руки у него были просто громадные, ладони — как лапы!» и отец много рыбачил, даже после того, как вернулся с Великой Отечественной войны инвалидом после тяжёлого ранения (пуля раздробила кисть руки).
В своей последней, объёмной многотомной монографии «Колва, Чусовское, Печора…» (Чагин 2017; Чагин 2018; Чагин 2020) Георгий Николаевич показал в том числе и трагические страницы советской эпохи на примере биографий жителей его любимого Чердынского района. Забегая вперёд, отмечу, уже после смерти профессора Чагина в 2020 г. была издана на основе его рукописи третья часть этой монографии (Чагин 2020) при личной финансовой поддержке земляка Г. Н. Чагина, губернатора Пермского края (с 2020 г.) Д. Н. Махонина (род. в 1982 г. в пос. Рябинино Чердынского района).
Исследуя историю СССР после Второй мировой войны, Г. Н. Чагин пришёл к выводу, что менталитет советских людей, вступивших в трудовую деятельность в послевоенный период отличался от досоветского. В одном из интервью он сказал: «Нельзя, конечно, не учитывать войну. Она унесла из деревни хорошее поколение людей. У тех, что потом народились, воспитание совсем другое. Уже была уничтожена приверженность религии, а вместе с тем семейные ценности. Верующих на сто процентов у нас никогда не было, но бытовая вера несла с собой правила жизни. Поминовение родственников в церкви, дома, на кладбище. Знание рода до седьмого колена — обязательно! — и своя особенная этика… До сих пор остались люди, соблюдающие устои, правильно ведущие хозяйство. Они носители традиции. Я знаю несколько человек. Там и этика и эстетика. Но за ними идёт пустое поколение» (Чагин 2014: 24).
Большое количество трудов Г. Н. Чагина посвящено культуре народов Прикамья (Чагин 2002; Чагин, Черных 2002), проблеме сохранения русской народной культуры в иноэтнической среде (Чагин 2001), внедрению в социальную практику культуры толерантного поведения (Чагин 2000). Огромный вклад профессор Г. Н. Чагин внёс в открытие и изучение этнографической группы коми-пермяков (обособленной финно-угорской народности в России) — коми-язьвинцев, ныне проживающих в ряде населённых пунктов Красновишерского района Пермского края (была даже попытка закрепить за язьвинцами статус самостоятельного этноса). Именно Г. Н. Чагин с начала 1990‑х гг. активно выступил за возрождение коми-язьвинской культуры (Чагин 1993б; Чагин 2018б), языка, который считается промежуточным между коми-зырянским и коми-пермяцкими языками, возможно и диалектом языка коми.
По его инициативе на международных конференциях «Коми-язьвинцы и историко-культурное наследие Прикамья» в 1995–2002 гг. при участии финских учёных началось возрождение коми-язьвинской культуры, языка. При поддержке администрации Пермской области в 2003 г. был издан коми-язьвинский букварь учительницы Паршаковской средней школы А. Л. Паршаковой). С 2002 г. в деревне Антипина отмечается праздник «Сарчик приносит весну». Георгий Николаевич ни разу не пропустил этот фольклорно-этнографический праздник, на котором был всегда желанным и почётным гостем (Чагин 2018: 182–185).
В начале XXI в. по заказу администрации г. Березники нами был подготовлен энциклопедический справочник г. Березники (Березники… 2007), над которым работа велась больше трёх лет. Научным руководителем коллектива был д. и. н. Г. Н. Чагин. Энциклопедическое издание, как определил Георгий Николаевич, формировалось по «тематическому принципу», поэтому к работе были привлечены не только историки и краеведы, но также экономисты, демографы, географы, геологи, экологи, статистические отделы промышленных предприятий, учреждения образования, культуры, здравоохранения, правоохранительных органов. Авторы этого энциклопедического издания стремились максимально возможно осветить прошлое и настоящее индустриального, второго (после краевого центра — г. Перми) по численности и социально-экономическому потенциалу г. Березники Пермского края, описать все стороны исторических процессов и современной жизни города, показать роль Березников в истории Пермского края и России. Наша солидная энциклопедия (480 с.: ил.) получила положительные отзывы прикамского научного сообщества.
Г. Н. Чагин также написал замечательные работы «биографического жанра»,
о ярких личностях Пермского Прикамья, которые оставили заметный след в истории этих мест, например, о роде Шуваловых (Чагин 2013в). И при этом описывая целые династии, города, он мог посвятить работу и какому-нибудь вроде бы не очень большому, конкретному «провинциальному» памятнику истории (Чагин 2001).
Г. Н. Чагин создавал не только серьёзные академические труды, он не забывал
и о подрастающем поколении, например, писал учебные пособия для старшеклассников средних школ (Чагин 2002). А свои студенческие работы он, уже будучи зрелым, маститым учёным, «переделывал» в занимательные книги (Чагин 2003). Увлекательно он мог написать и о кладах, археологических сокровищах», открытых на его любимой чердынской земле, при этом богато иллюстрируя книги цветными фотографиями (Чагин 2013). Немало у него было и ярких публикаций в СМИ (Чагин, Баньковский 1990; Чагин 1993).
Труды профессора Чагина не потеряли свою актуальность до наших дней, так
как в них поднимаются архисложные вопросы современного мира. Тема этногенеза, которую не обходил вниманием ученый, не только очень сложна, но и серьезно востребована, так как порой её начинают «эксплуатировать» в политическом ракурсе. Г. Н. Чагин и А. Ф. Мельничук по этому поводу писали: «…Научному сообществу следует не «ерничать», а плакать от того, что исследования по этническим процессам без достаточной научной объективности дают повод для появления публицистических статей, в которых то или иное положение «выхватывается» для националистических высказываний. Пример подобного характера мы уже получили яркий, когда читателя убеждают в том, что тюрки принесли «живущим в шалашах коми» цвет цивилизации (так утверждает Ф. Байрамова (Байрамова 2013) — прим. В. Ш.)» (Мельничук, Чагин 2012: 328–334).
Несмотря на то, что Г. Н. Чагина считают прежде всего этнографом, он как разносторонний и страстный исследователь открыл и несколько памятников археологии.
В 2014 г. в период летнего отпуска (как правило, Г. Н. проводил свои отпуска в экспедициях) они вместе с д. и. н. И. К. Кирьяновым (с 1990 г. декан исторического факультета, а с 1994 г. по 2018 гг. историко-политологического Пермского госуниверситета) открыли памятник бронзового века прямо «в двух шагах» от дома, где в 1944 г. в многодетной семье родился Георгий Николаевич — на хуторе Бани, на берегу Чусовского озера Ныробского района (с 1960 г. — Чердынский район). Рассказывая мне об этом с нескрываемой гордостью, он с юмором отмечал, что родился на «историческом» месте!
Пермские археологи активно изучали и изучают территорию Верхнекамья с советского периода и по настоящее время. Основателями уральской школы археологов были д. и. н. О. Н. Бадер (Бадер 1947) и д. и. н. В. А. Оборин (Бадер, Оборин 1958; Оборин 1990). Г. Н. Чагин сотрудничал с ними и имел совместные труды (Оборин, Чагин 1988). В 1995 г. после смерти д. и. н., профессора, известного исследователя Урала Владимира Антоновича Оборина, продолжая его дело, Георгий Николаевич возглавил кафедру древней и новой истории России Пермского государственного университета (ныне — ПГНИУ) и успешно руководил ею вплоть до своей преждевременной смерти в ноябре 2018 г.
Многих пермских историков и археологов можно назвать учениками В. А. Оборина и Г. Н. Чагина — Г. П. Головчанского, Н. Е. Соколову, П. А. Корчагина, Е. Л. Лычагину, А. М. Белавина, Н. Б. Крыласову, С. В. Скорнякову, умершего в марте 2019 г. А. Ф. Мельничука, а также А. В. Рублёва, Г. А. Бординских, Э. Ю. Макарова.
Автор этих строк познакомился с Г. Н. Чагиным в 1980 г. будучи студентом первого курса Пермского госуниверситета им. А. М. Горького. Несколько полевых сезонов мне довелось провести в археологических отрядах под руководством В. А. Оборина и даже быть одно время лаборантом кабинета археологии при кафедре досоветского периода (в 1991 г. была переименована в кафедру древней и новой истории, которую и возглавляли В. А. Оборин и после его смерти — Г. Н. Чагин), что позволяло «ближе» своих однокурсников узнать Георгия Николаевича. К тому же все свои курсовые работы и диплом я писал именно на этой кафедре. Вспоминается один случай. Как то я посетовал, что очень трудно найти в библиотеках города рекомендуемую литературу для подготовки к спецсеминару. И Г. Н. Чагин из дома принёс мне пару книг. Что меня тогда поразило, на титульных листах монографий стояла синяя овальная печать, на которой было прописано: «Личная библиотека Г. Н. Чагина».
В студенческие годы Г. Н. Чагин запомнился мне необычайно мягким, деликатным, отзывчивым человеком (таким и оставался до конца своей жизни). Но при этом он был довольно твёрдых убеждений. Он не вступал в ряды КПСС, так как с детства глубоко уважал религию и хорошо представлял, что означает марксистсколенинский ответ на «основной вопрос философии». К тому же, обладая глубоким аналитическим умом, Георгий Николаевич понимал, что именно на основе идеологии партии «Ленина-Сталина» его родителей-тружеников дважды репрессировали, лишали имущества, выселили с родных мест с клеймом «враги народа». Память родителей он чтил свято. Можно также заметить, что многие учёные-историки советского периода, наблюдая жёсткий идеологический прессинг советской власти «уходили» в археологию, этнографию, изучали историю зарубежных стран, где практически не требовалось «писать историю» по установленным идеологическим клише. Григорий Николаевич при этом явно обладал гражданским мужеством.
Очень близко нас с Георгием Николаевичем свела судьба, начиная с 1990 г., когда мной ежегодно в Березниках начали проводиться научно-практические конференции и всегда с выпуском материалов научных трудов участников. Всего за этот период был издан 31 сборник и во всех них присутствуют статьи Г. Н. Чагина. Он не пропустил у нас в Березниках и ни одной конференции.
Как правило, конференция проходила два дня. На второй день все участники на автобусе знакомились с историко-культурным наследием Верхнекамья (Чердынь, Соликамск, Усолье, Красновишерск, Ныроб, Пыскор, Романово и др. небольшие населённые пункты) и бессменным гидом, уникальным экскурсоводом всегда был Георгий Николаевич. В первый день форума на «пленарном заседании» конференции у Г. Н. Чагина часто был «основной» доклад, а после обеда он руководил одной из «секций», т. е. с утра и до позднего вечера он активно работал. Но на следующий день Георгий Николаевич был нашим бессменным энергичным экскурсоводом, практически опять же с утра до вечера. Свой рассказ он начинал уже в автобусе (всегда транспорт заказывали с «микрофоном»). В этих памятных поездках были не только «гуманитарии», но и многие «технари» (автор работает в филиале Пермского политехнического университета), которые и сегодня с теплотой вспоминают историко-краеведческие «лекции» профессора Чагина.
В 2014 г. на базе Березниковского филиала ПНИПУ у нас проходила очередная
традиционная конференция. И вновь к нам приехал Г. Н. Чагин, хотя у него в этот день 24 апреля был юбилей — 70‑летие! Почти час после открытия форума Г. Н. Чагина поздравляли приехавшие гости (почти все привезли подарки), а Администрация города Березники наградила его Почётной грамотой нашего муниципального образования. Вечером мы вновь дружно в кафе поздравляли Георгия Николаевича с юбилеем, а утром он «как огурчик» в автобусе нам до самого Ныроба увлекательно рассказывал историю Верхнекамья, и никогда за все эти годы не повторялся! Ехали мы на «яму» боярина Михаила Никитича Романова, брата патриарха Филарета и дяди первого царя из рода Романовых, в которой он принял мученическую смерть в 1602 г.
Г. Н. Чагин помогал мне и в организационно-бытовых вопросах при проведении
конференций. Он сам заранее по телефону договаривался с работниками столовых Чердыни, Соликамска, Красновишерска о питании участников форума, с местными музейщиками, чтобы нас они встречали (везде у него были обширные и добрые «связи»!), и ни разу он даже не намекнул мне, что его работу следует как-то оплачивать!
В 2005 г. я защитил диссертацию под руководством Г. Н. Чагина (Шилов 2005)
и, конечно, считаю себя его учеником. Особую гордость у меня вызывает тот факт, что в самом последнем фундаментальном труде Георгия Николаевича о его любимой Чердынской земле «Колва, Чусовское, Печора: история, культура, быт от 1917 до 1940 года» (Чагин 2018), рецензентом указан и автор этих строк. Почему выбрал рецензентом своей последней книги меня и мою однокурсницу
д. и. н. И. Ю. Трушкову Георгий Николаевич в письме написал нам так:

21 ноября 2017, 9:21
2 файла
Доброе утро, Ирина Юрьевна, Владимир Викторович!
Обращаюсь с просьбой. Желаю Вас видеть рецензентами второй книги. Первая у Вас имеется… Можно взять других рецензентов, но я хочу видеть в своей книге имена близких мне людей. Объем текста почти 30 а. л., еще более 200 иллюстраций, среди которых много архивных документов и публикаций из газет. В начале декабря рукопись отдаю в издательство. В декабре нужно выдержать поездку в Чердынь за иллюстрациями, два оппонирования в Екатеринбурге и Ижевске.
Вам всяческих успехов!
С уважением, ГНЧ

Он так любил своё Верхнекамье, свой родной Чердынский край, что на издание двух вышеуказанный замечательных книг отдал всю премию, которую получил в 2016 г. как лауреат Строгановской премии в номинации «За выдающиеся достижения в общественной деятельности». Примечательно, как он мне сказал, что в этом вопросе (финансовом) его сразу же поддержала супруга Людмила Кирилловна.
Георгий Николаевич был прекрасный педагог — «Почётный работник высшего
профессионального образования РФ» (2004), «Заслуженный работник высшей школы РФ» (2007), под его руководством защищено 11 кандидатских диссертаций, в качестве официального оппонента он выступил на успешной защите 46 кандидатских и докторских диссертаций, его ученик, пермский историк-этнограф А. В. Черных сегодня чл.‑ корр. РАН. И при этом Г. Н. Чагин уделял и много времени общественной жизни края — был членом Общественной палаты Пермского края (с 2010 г.), членом Общества М. А. Кастрена (Финляндия). Но прежде всего он был одарённым учёным (от Бога), человеком обладающим энциклопедическими познаниями (неслучайно его статьи о Пермском крае включены в Большую Российскую энциклопедию).
Любовь к родной земле у него была с детства. Он учился в Ныробе (сегодня посёлок в Чердынском районе, на Севере Пермского края), здесь принял мученическую смерть дядя первого царя из династии Романовых М. Н. Романов и отбывал ссылку будущий известный политический деятель СССР К. Е. Ворошилов (Белдыцкий, Шилов, Чагин 1991), а юный Георгий Николаевич в послевоенный период учился и жил в Ныробе в интернате и уже тогда, будучи «простым» учеником, он создал в школе музей (!), в котором и сегодня на одном из стендов висит его фотография с надписью «Основатель музея, ученик нашей школы Жора Чагин (ныне профессор Пермского классического университета)».
Будучи студентом дневного отделения исторического факультета (1962–1967), Георгий Николаевич успевал работать экскурсоводом в Пермском областном краеведческом музее. А рассказчиком он был просто потрясающим, мог во время «серьёзного» повествования привести нюансы, которые надолго запоминались. Однажды в Пермской государственной художественной галерее (ПГХГ), где много образцов знаменитой пермской деревянной скульптуры и уникальных икон, многие из которых были доставлены именно с Верхнекамья (Серебренников 1928), Георгий Николаевич, рассказывая о шедеврах «земли пермской», нам как бы между прочим сказал: «Под этой иконой Параскевы Пятницы мои родители венчались».
После окончания университета Г. Н. Чагин работал директором Чердынского краеведческого музея им. А. С. Пушкина (1967–1974), при этом занимался не только хозяйственными «оргвопросами», но и собирал материал для кандидатской диссертации, проводил блестящие экскурсии в музее, заботился об объектах культурного наследия, которыми богата Чердынская земля. Неслучайно ему было присвоено звание «Почётный гражданин г. Чердыни», а уже через год после смерти, в день его рождения 24 апреля 2019 г. на здании Чердынского краеведческого музея была установлена памятная мемориальная доска с барельефом Г. Н. Чагина. И тогда же в музее открылась выставка «Мир по имени Георгий Чагин». Автор выставки сотрудник ПГХГ В. Е. Заровнянных, с которым Георгий Николаевич путешествовал 15 лет по Пермскому краю и за его пределами — в Вишерский заповедник, на Соловецкие острова и Валаам. В музее в эти дни состоялись 1‑е Чердынские чтения им. Г. Н. Чагина, в которых приняли участие более 70 историков, краеведов, музейных сотрудников.

Г. Н. Чагин буквально жил наукой, экспедициями, щедро делился своими знаниями, опытом, талантом со всеми окружающими его людьми и, можно предположить, «сгорел» во имя других. Приведу два самых последних письма, которые незадолго до кончины написал мне Георгий Николаевич:

11 сентября 2018 г., 19:12
Владимир Викторович! Собираюсь приехать в Усолье и книгу привезу. Вчера закончилась трехдневная экскурсия вЧердынский район с 30‑тью сотрудниками галереи, которая посвящалась 95‑летию начала формирования коллекции деревянной скульптуры. Три дня говорил, показывал, решал оргвопросы… Но до Усолья меня просят дважды съездить в Ныроб на Романовские мероприятия. Согласие давал, очевидно откажусь. 28–30 сентября в Билимбае и Екатеринбурге с аспирантом — по строгановской теме. А 1 октября выступаю в качестве официального оппонента на защите докторской диссертации по старообрядцам нижней Печоры на кафедре этнологии МГУ, и 2–4 дня позанимаюсь в библиотеке. Мы тоже заняты индивидуальными планами и планом работы кафедры. Как все было прежде просто, и работали не плохо…
ГНЧ.

И вот самое последнее письмо от Георгия Николаевича:

25 сентября, 10:03
Владимир Викторович! Две книги подписаны и завернуты в бумагу, сверху еще написано, что они для Вас. И все это — на моем столе, и все знают про Вас. Я поражен каким-то вирусом… но отменять поездку в Билимбай-­Екатеринбург, а тем более на заседание диссертационного совета в МГУ невозможно.
Меня еще ждут в Институте этнологии и антропологии РАН, и ждут еще две внучки — старшая на втором курсе театрального института, а младшая в третьем классе.
Всего хорошего! ГНЧ.

Мы много писали друг другу, особенно после появления эл. почты, но даже эти два последние его письма свидетельствуют, какой Георгий Николаевич был «безотказный человек». Он всем и всегда хотел помочь, никому никогда не отказывал, даже невзирая на свои недомогания. В последнем письме к нему я писал, что раз у Вас «какой-то вирус», может отменить поездки? Для Георгия Николаевича это было неприемлемо. Это был необычайно обязательный, притягательный, бескорыстный и самоотверженный Человек.

Георгий Николаевич умер 11 ноября 2018 г. в Москве, где он оппонировал докторскую диссертацию. Смерть была неожиданной и быстрой (инсульт). Прощались с выдающимся учёным в Перми в главном корпусе его родного университета — Пермском государственном национальном исследовательском университете. Примечательно, что среди провожающих были не только родственники, друзья, коллеги, ученики, но и представители православного духовенства.
В большом некрологе, помещённом в Пермской краевой газете «Новый компаньон» есть такие хорошие и печальные слова: «Теперь у нас нет горизонта, нет ориентира, нет той возвышенной и чёткой линии, на которую всегда можно было равняться» (Баталина 2018: 2).
Благодаря таким людям как Георгий Николаевич Чагин и прирастает на нашей
земле человеческий капитал!

Научная литература
Александров В. А., Власова И. В., Кремлева И. А., Листова Т. А., Макашина Т. С., Чагин Г. Н. На путях из Земли Пермской в Сибирь: очерки этнографии северноуральского крестьянства XVII–XX вв. М.: Наука, 1989. 352 с.: ил.
Бадер О. Н. Первоначальное заселение Урала и Волгокамья человеком // Учен. зап. Молотовского гос. ун-та.1947. Т. 5. Вып. 2. С. 93–134.
Бадер О. Н., Оборин В. А. На заре истории Прикамья. Пермь: Кн. изд-во, 1958. 244 с.: ил.
Байрамова Ф. Чердынское ханство [электронный ресурс]. URL: http://uralistica.com/group/komipermians/forum/topics/2161342:Topic:204726?commentId=2161342%3AComment%3A204628&groupId=2161342%3AGroup%3A6624
Белдыцкий Н. П., Шилов В. В., Чагин Г. Н. Ныробский узник / ред-сост. В. С. Казанцев; худ. А. Н. Павлецов. Березники: ОПЦ, 1991. 46 с.: ил.
Березники: Энциклопедический справочник / Науч. ред. д. и. н. Г. Н. Чагин. Пермь: Изд-во «Книжный мир», 2007. 480 с.: ил.
Головчанский Г. П. Христианизация Перми Великой в XV — начале XVIII в.: Дисс. канд. истор. наук / Пермский государственный университет. Пермь, 2006. 186 с.: ил.
Головчанский Г. П., Мельничук А. Ф. Строгановские городки, острожки, сёла. Пермь: Книжный мир, 2005. 232 с.: ил.
Из прошлого Чердынского края / сост. Г. Н. Чагин; науч. ред. В. А. Оборин. Пермь: Кн. издво, 1974. 83 с.
Кирьянов И. К., Коренюк С. Н., Чагин Г. Н. Рыболовство в Пермском крае в стародавние времена. Пермь: Изд-во «Книжный мир», 2007. 168 с.: ил.
Мельничук А. Ф., Чагин Г. Н. Взгляды на интерпретацию источников по этнокультурной истории Среднего Приуралья в эпоху позднего средневековья // Стратегия экономического, политического, социокультурного развития регионов в условиях глобализации. Материалы Международной научно-практической конференции «Стратегия экономического, политического, социокультурного развития регионов в условиях глобализации» / отв.
ред. В. В. Шилов. Березники: ИД «ТКТ», 2012. С. 328–334.
Оборин В. А. Раскопки Орла-городка на реке Каме // Краткие сообщ. о докл. и полевых иссл. Ин-та истории матер. культуры. М.: ИИМК РАН, 1954. Вып. 55. С. 129–138.
Оборин В. А. Заселение и освоение Урала в конце XI — начале XVII века. Иркутск: изд-во Иркут. ун-та, 1990. 168 с.
Оборин В. А., Чагин Г. Н. Чудские древности Рифея: Пермский звериный стиль. Пермь: Пермское книжное издательство, 1988. 184 с.: ил.

Серебренников Н. Н. «Пермская деревянная скульптура», материалы предварительного изучения и опись, 1928 г., Пермский Государственный Областной Музей, Пермь, 213 стр., печати, с картой и 60 иллюстрациями, 6 л. ил. Баталина Ю.
Скончался Георгий Николаевич Чагин // Новый компаньон (Пермь). 2018. № 39 (988). 13 ноября. С. 2.
Труды ученых Пермского университета (1916–2015 гг.) Историко-политологический факультет [Электронный ресурс]: библиогр. указатель / сост. Е. С. Игнатова, И. К. Трубина; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2016. 4 Мб. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Чагин Г. Н. Чердынь: краткий исторический очерк. Пермь: Кн. изд-во, 1972. 128 с.: ил. Чагин Г. Н. Чердынскому музею 75 лет // На Западном Урале. Пермь: Кн. изд-во, 1974. Вып. 6. С. 243–247. Чагин Г. Н. Этнографическая экспедиция в Чердынский район Пермской области // Советская этнография. 1976. № 3. C. 163–164.
Чагин Г. Н. Усадьбы русского населения Северного Прикамья (ХVII — начало XX в.) // Советская этнография. 1978. № 6. С. 86–98. Чагин Г. Н. Культура и быт населения дореволюционного Соликамска // Соликамск в прошлом, настоящем, будущем: материалы науч.-практ. конф., посвящ. 550 летию Соликамска. Соликамск: Типография «Соликамск», 1981. С. 15–21.
Чагин Г. Н. Соликамская экспедиция // Советская этнография. 1982. № 3. C. 165.
Чагин Г. Н. На древней Пермской земле. М: Искусство, 1988. 176 с.: ил.
Чагин Г. Н. Этнокультурные взаимовлияния русских и манси Северного Урала в XVIII–XIX вв. // Взаимодействие древних культур Урала. Пермь, 1990. С. 73–78.
Чагин Г. Н. Культура и быт русских крестьян Среднего Урала в середине XIX — начале XX века: Этнические традиции материальной жизни. Пермь: изд-во Том. ун-та. Перм. отделение, 1991. 112 с.
Чагин Г. Н. Деревянное зодчество Строгановских земель // Строгановы и Пермский край: Материалы науч. конф. 4–6 февр. 1992 г. Пермь, 1992. С. 99–106.
Чагин Г. Н. Мировоззрение и традиционная обрядность русских крестьян Среднего Урала в середине XIX — начале ХХ века. Пермь: изд-во Пермского ун-та, 1993. 184 с.: ил.
Чагин Г. Н. Язьвинские пермяки: история и традиции. Пермь: Пермский обл. творческий центр, 1993. 26 с.
Чагин Г. Н. Этнография, воздух культуры // Наука Урала: УрО РАН (Екатеринбург), 1993. № 7. С. 2. Чагин Г. Н. Этнокультурные процессы в Прикамье в XV — начале XX вв. // Музей как центр научной и краеведческой работы на современном этапе. Материалы научно-практической конференции, посвящённой 100 летию Пермского областного краеведческого музея 20–24 ноября 1990 г. / ред. В. В. Мухин, Г. Н. Чагин, М. В. Лебедева, С. А. Димухаметова. Пермь: АО «Звезда», 1994. С. 105–111.
Чагин Г. Н. Этнокультурная история Среднего Урала в конце XVI — первой половине XIX века. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1995. 364 с.
Чагин Г. Н. Природная среда и особенности культурно-бытовых традиций народов Среднего Урала в середине XIX — начале XX века // Материальная культура народов России. Новосибирск: Наука, 1995. Т. 1. 236 с. (Культура народов России. Т. 1).
Чагин Г. Н. Присловия Чердынской земли // Проблемные вопросы историко-культурного наследия Урала: Материалы международной научно-практической конференции «Проблемные вопросы историко-культурного наследия Урала» / отв. ред. В. В. Шилов. Соликамск: ООО «Типограф», 1996. С. 96–106.
Чагин Г. Н. Русь Московская, Пермь Великая и Стефан Пермский // Христианское миссионерство как феномен истории и культуры. Материалы Международной научно-практической конференции. Пермь, 1997. Т. 1. С. 39–53.
Чагин Г. Н. Народная строительная культура Северного Прикамья XVII–XX веков [Сб. ст.] // Этнические проблемы регионов России: Пермская область / Рос. акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая / ред. Н. А. Дубова, Н. А. Лопуленко. М.: Старый сад, 1998. 457 с.: ил.
Чагин Г. Н. Проблемы этнографии уральского города // Культурное наследие российской провинции: История и современность. К 400 летию г.Верхотурья. Тезисы докладов и сообщ. Всерос. научно-практ. конф. Екатеринбург: б. и., 1998. С. 16–21.
Чагин Г. Н. Землепользование и особенности расселения русских крестьян Северного Прикамья во второй половине XVI–начале ХХ в. // Вестн. Перм. ун-та. История. 1998. Вып. 2. С. 108– 120.
Чагин Г. Н. История в памяти русских крестьян Среднего Урала в середине XIX — начале XX вв. Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 1999. 164 с.
Чагин Г. Н. Проблемы изучения взаимодействия народов Прикамья в аспекте внедрения в социальную практику культуры толерантного поведения // Национальные некоммерческие организации, СМИ, местное самоуправление и проблемы межэтнической толерантности: Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Полиэтнический регион 2000». Пермь: б. и., 2000. С. 150.
Чагин Г. Н. Северная Русь и Пермские земли в XI–XV вв. // Проблемы истории России. Новгородская Русь: Историческое пространство и культурное наследие. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2000. Вып. 3. С. 277–285.
Чагин Г. Н. Русские на Урале: Формирование и взаимодействие с другими этносами в XVI– XIX вв. // Финно-угроведедение. Йошкар-Ола: Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории им. В. М. Васильева, 2001. С. 154–162.
Чагин Г. Н. Крестьянская семья Верхокамья в конце XVIII–начале XX в. // Старообрядческий мир Волго-Камья: Проблемы комплексного изучения: Материалы научной конференции 25– 26 октября 2001 г. Пермь: изд-во Пермского гос. ун-та, 2001. 282 с.
Чагин Г. Н. Редкий памятник русского народного жилища Северного Прикамья // Пермский регион: история, современность, перспективы: Материалы междунар. Научно-практической конференции / отв. ред. В. В. Шилов. Березники: ИД «Купца Тарасова», 2001. С. 146–152.
Чагин Г. Н. Народная культура русских Прикамья как система локальных традиций // Чермоз: вчера, сегодня, завтра: Материалы научно-практической конференции, посвященной 300 летию города Чермоза, 28–29 июня 2001 г., Пермь: Мини-Принт, 2002. 191 с.
Чагин Г. Н. Этносы и культуры на стыке Европы и Азии. Избранные труды. Пермь: Изд-во ПГУ, ПСИ, ПСИ МОСУ, ПССГК, 2002. 384 с.
Чагин Г. Н. Народы и культуры Урала в XIX–XX вв. / Учебное пособие для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений. Екатеринбург: ИД «Сократ», 2002. 296 с.: ил.
Чагин Г. Н. Христианизация Перми Великой Чердыни и ее роль в развитии государственности и культуры в XV–XVII // Вехи христианской истории Прикамья: Материалы чтений, посвящённые 540 летию крещения Перми Великой. Пермь: Богатырёв П. Г., 2003. 104 с.
Чагин Г. Н. Введение христианства в Перми Великой в XV–XVI вв. // Чердынский край: прошлое и настоящее: Материалы научной конференции / отв. Ред. Г. Н. Чагин. Чердынь, 2003. 128 с.
Чагин Г. Н. Пермь Великая в топонимических доказательствах. Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 2003. 100 с.
Чагин Г. Н. Города Перми Великой Чердынь и Соликамск. Пермь: Книжный мир, 2004. 256 с.: ил. Чагин Г. Н. Чердынские клады. Сокровища археологических коллекций. Научно-популярное издание. Пермь: Литер-А, 2013. 144 с.: ил.
Чагин Г. Н. Очерки по истории и этнографии коми-пермяков. Кудымкар: Коми-Пермяцкий этнокультурный центр, 2013. 152 с.: ил.
Чагин Г. Н. Род Шуваловых. Екатеринбург: ИД «Сократ», 2013. 216 с.: ил.
Чагин Г. Н. Народы и культуры Урала. XIX–XXI вв. Екатеринбург: Издательство «Сократ», 2015.
320 с.: ил.
Чагин Г. Н. Колва, Чусовское, Печора: история, культура, быт от древности до 1917 года. Пермь:
Изд-во «Пушка», 2017. 672 с.: ил.
Чагин Г. Н. Колва, Чусовское, Печора: история, культура, быт от 1917 до 1940 года. Пермь: Изд-во
«Пушка», 2018. 656 с.: ил.
Чагин Г. Н. Репрезентация этничности у коми-язьвинцев в конце XX — нач. XXI века // Лики
культуры в эпоху социальных перемен: Материалы Всероссийской с международным участием научной конференции / под ред. Н. Б. Кирилловой. Екатеринбург: Ур. гос. пед. ун-т, 2018.
С. 182–185.
Чагин Г. Н. Колва, Чусовское, Печора: история, культура, быт от 1941 до 1960 года. Пермь: Изд-во
«Пушка», 2020. 272 с.: ил.
Чагин Г. Н., Баньковский Л. В. От музея — к музеуму // Звезда (Пермь), 1990. 1 марта.
Чагин Г. Н., Головчанский Г. П., Шилов А. В., Мельничук А. Ф. Города-заводы / Рец. В. В. Шилов,
Н. А. Швецова. Пермь: Книжный мир, 2014. 528 с.: ил.
Чагин Г. Н., Черных А. В. Народы Прикамья: Очерки этнокультурного развития в XIX–XX вв.
Пермь: Издат. дом «Тип. купца Тарасова», 2002. 303 с.: ил.
Человек — материк (интервью с профессором Г. Н. Чагиным) // Аэропорт (Пермь), 2014. № 4
(28). С. 24–25.
Шилов В. В. Березниковско-Усольский историко-культурный комплекс: формирование, развитие,
сохранение: Дис. канд. истор. наук. Пермь, 2005. 356 с.
Шмыров В. А. Города Верхнего Прикамья в XV–начале XVIII века. Автореф. дисс. канд. истор.
наук. Пермь, 1982. 26 с.


Шилов В. В. Научное наследие и мир личности профессора Г. Н. Чагина / В. В. Шилов. — Текст непосредственный // Вестник антропологии, 2022. № 3. C. 359–377.

Оставьте комментарий